Основу теории гуманно-личностной педагогики составляет совокупность идей, сложившихся в классическом духовно-философском, педагоги­ческом и психологическом наследии, а также в современном творчестве. Способ её постижения извлекается из классических педагогических уче­ний, которые мы определяем как Чашу Мудрости. Чаша эта неподвластна времени и пространству. Общение с классиком, по нашему убеждению, есть диалоге Будущим. Понятие «гуманная педа­гогика» мы в полной мере относим к педагогичес­кой классике, от Квинтилиана до Сухомлинского, но отводим его в сторону от сложившейся автори­тарной педагогической мысли и практики, в рам­ках которой высшие педагогические ценности на­ходят лишь грубо-материалистическое толкова­ние, в связи с чем силовой подход в образова­тельном пространстве становится нормой.

Основу теории гуманно-личностной педагогики составляет совокупность идей, сложившихся в классическом духовно-философском, педагоги­ческом и психологическом наследии, а также в современном творчестве. Способ её постижения извлекается из классических педагогических уче­ний, которые мы определяем как Чашу Мудрости. Чаша эта неподвластна времени и пространству. Общение с классиком, по нашему убеждению, есть диалоге Будущим. Понятие «гуманная педа­гогика» мы в полной мере относим к педагогичес­кой классике, от Квинтилиана до Сухомлинского, но отводим его в сторону от сложившейся автори­тарной педагогической мысли и практики, в рам­ках которой высшие педагогические ценности на­ходят лишь грубо-материалистическое толкова­ние, в связи с чем силовой подход в образова­тельном пространстве становится нормой.

Понятие «гуманно-личностная педагогика» сло­жилось в нашем поиске и практике как одна из ва­риаций на тему гуманной педагогики, которая, как Чаша Мудрости, есть источник для неограничен­ного количества педагогических систем и подхо­дов. К сожалению, открытий в этой сфере мало, ибо современная педагогическая мысль, в силу инерции, ведёт поиск путей усовершенствования авторитарной педагогики теперь уже с учётом развития технократического мышления и плодов его развития.

Теория гуманно-личностной педагогики, как и классическая педагогика, строится на допущени­ях, на аксиоматических началах. И по сути своей они те же самые, что и для классики. На вопрос «Что является незыблемым первоисточником для классического педагогического мышления, кото­рым пронизаны все выводы, обоснования и кото­рый стремится направить практику?» мы получа­ем однозначный ответ: духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. В частности, все российские и европейские класси­ки педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии. По тому же пути разви­вается педагогическая мысль в других региональ­ных культурах.

В основу гуманно-личностной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:

— признаётся реальность, действитель­ность Высшего Мира, Высшей Силы, Логоса, Бо­га, Абсолюта, Творца;

— признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному самоусовершенствова­нию и восхождению;

— земная жизнь принимается как отрезок пу­ти вечного самоусовершенствования и восхождения ду­ши человека.

Из этих допущений делаются выводы в отноше­нии сути ребёнка, сути человека:

— каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;

— каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;

— в каждом ребёнке заключена неограни­ченная энергия его духа.

Эти допущения и выводы из них составляют ду­ховно-философскую основу гуманно-личностной педагогики. Их развёрнутое содержание впитыва­ет в себя в качестве источников Святые Писания Основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классичес­кие педагогические учения.

Эту общую идею мы именуем четвёртым изме­рением педагогического мышления, духовным из­мерением, духовной природой человека. Она яв­ляется основополагающей для осмысления всех важнейших теоретических и практических аспек­тов образования.

Наряду с духовной природой, душой, ребёнок есть носитель своей земной природы, откуда мы выделяем ту часть, которая называется психологи­ей. Если судить по тем знаниям о природе ребёнка, которые накоплены психологической наукой, и ес­ли считать, что наши выводы соответствуют этим достижениям, то получится, что в ребёнке природа проявляет себя в трёх основных силах, законы дви­жения которых должны составить научную основу образовательного процесса. Этими силами (страс­тями) являются:

— страсть ребёнка к развитию;

— страсть ребёнка к взрослению;

— страсть ребёнка к свободе.

Данное обобщение сделано нами на основе фундаментальных трудов Пиаже, Выготского, Узнадзе, Ру­бинштейна, Ананьева, Хачапуридзе, Эльконина, Да­выдова, Занкова, Фельдштейна и других.

Общий вывод: Ребёнок есть единое целое со сво­ей духовной и земной природой, в котором духовное начало ведёт земное.

Постулаты гуманно-личностной педагогики рожда­ют направление педагогической акцентологии (Загвязинский, Амонашвили). Это значит: в рамках гу­манно-личностного педагогического мышления неко­торые проблемы, считавшиеся ранее важными, сни­маются, иные подвергаются обновлению, иные же возникают впервые. В данном случае мы коснёмся двух аспектов: понятийной базы и личности учителя (родителя). Первый аспект включает следующие понятия: Шко­ла, Воспитание, Образование, Урок, Учитель, Гуман­ный. Следует отдать должное Патриарху Московско­му и Всея Руси Алексию Второму, который на одном из общих собраний тогдашней АПН обратил наше внимание на духовный смысл таких понятий, как Школа, Образование и др. Мы пользуемся подходом, предложенным Патриархом, для поиска смысла чет­вёртого измерения в названных понятиях. Вот что у нас получается:

Школа есть латинское скале и означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Выс­шей ступенью скале является Любовь.

Воспитание — это питание оси духовной, что есть заключённый в человеке образ Творца.

Образование есть суть раскрытия, выявления, ут­верждения внутреннего образа; он раскрывается и утверждается через потоки внешних образов. Пото­му качества потоков внешних образов решают судь­бу качества раскрытия внутреннего образа, духовно-нравственного становления человека.

Урок, если применить способ постижения семанти­ки этого понятия через санскрит, будет означать по­иск в себе судьбы (миссии) через и с помощью Све­та, то есть, высшей мудрости, знаний, опыта, обра­зов прекрасного, самой жизни.

Учитель будет означать душа, носитель Света, то есть, высшей, Божественной мудрости, знаний, жиз­ни и т.п.

Гуманный мыслится как обычный, смертный чело­век, ищущий в себе бессмертия. То есть, свою связь с Творцом, с Высшим, свою миссию, смысл жизни, предназначение.

Предложенный подход к семантике педагогических понятий ясно высвечивает суть четвёртого измере­ния, суть духовности, изначально в них заключён­ную.

А теперь о смысле гуманно-личностного подхода. Такая педагогика ведёт ученика (ищущего Свет) по пути развития и совершенствования своего духовно­го мира, по пути осознания своего предназначения и понимания суровости долга, по пути умножения доб­ра и любви на Земле. Личностью мыслится тот, кто ищет в себе смысл своей возвышенной души и слу­жит ей преданно.

В качестве цели гуманно-личностного образова­тельного процесса ставится облик Благородного Че­ловека.

Кое-кому представляется, что внесение в педаго­гическое сознание постулата духовности, что мы на­зываем четвёртым измерением, придаёт педагоги­ческому мышлению религиозность. Во-первых, «че­ловек, задумавшийся о смысле жизни, уже религио­зен» (А. Эйнштейн). Во-вторых, с таким же успехом мы можем объявить религиозными педагогические учения Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского, Василия Александровича Сухомлинского и других классиков, ибо в них ни слова не сказано, что идёт вразрез с Учением Христа, и они ведут нас к той всеобъемлю­щей Любви, о которой говорится в Новом Завете и всех святых писаниях. В-третьих, в эпоху, когда сама наука всё больше приближается к понятию духа как бессмертной сущности, мы должны набраться сме­лости расширить своё сознание четвёртой мер­ностью, что есть понятие духа, духовности, Высшего Мира.

Проблема учителя является самой важной в систе­ме гуманно-личностного педагогического мышления. Учитель создаёт вокруг себя своё субъективное обра­зовательное поле. Весь так называемый объективный педагогический процесс в действительности есть сум­ма субъективной воли сообщества учителей и воспи­тателей. Сердцем этого процесса признаётся обще­ние учителя с учениками, воспитателя с воспитанника­ми. Однако общение не всякого склада, а такое, в ко­тором ученик (воспитанник) «добровольно» входит в «духовную общность» (Сухомлинский) с учителем, на­ходит в учителе «убежище», опору, одухотворение, ра­дость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь. Такое притягивающее к себе образо­вательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей творческой практике. Отсюда исключительная важ­ность подготовки и переподготовки учителей, забота о раскрытии в них истинного творчества, расширения их сознания. Сказано: «Учитель принадлежит вечности, ибо никто не скажет, когда заканчивается его влия­ние». Вся сложность проблемы учителя связана с рас­ширением сознания через постулат духовности, Духа.

Практика

Идеи гуманно-личностной педагогики находят широ­кое распространение среди родителей и учителей, а также практиков образования других специальностей – логопедов, психологов, специалистов иного профиля. Этому способствует, с одной стороны, стремление родителей воспитывать детей нового сознания в подходящей среде, создавая особое образовательно-воспитательное пространство, насыщать его духовностью и воз­вышенными чувствами, с другой, одобрительное от­ношение к гуманной педагогике учителей и руководителей образования разных уровней, в том числе Комитета образования и науки Государственной Думы РФ.

Для родителей проводятся семинары по городам России и СНГ, а также в зарубежных странах. Проводятся Дистанционные курсы, Высшие курсы, работают Летние курсы в Бушети, он-лайн Клуб семьи Амонашвили. В Москве и других городах России регулярно проводятся Живые встречи гуманной педагогики.

С целью закрепления учительских стремлений к идеям гуманной педагоги­ки мы совместно с академиком Д.Д.Зуевым осущес­твляем уникальное многотомное издание «Антологии Гуманной Педагогики» (издано 52 тома об­щим тиражом 600 тысяч экземпляров). Ныне мы выполняем заказ Министерства образования РФ по изданию первых 20 томов «Антологии» тира­жом пять тысяч экземпляров каждый для образо­вательных учреждений. Наряду с «Антологией» изданы книги: «Размышления о гуманной педаго­гике», трактат «Школа Жизни», «Педагогическая симфония», «Улыбка моя, где ты?», серия уроков по гуманной педагогике, методический комплект по выращиванию письменноречевой деятельнос­ти у младших школьников и др.

Распространению идей гуманно-личностной пе­дагогики служат семинары для учителей в рамках повышения квалификации. За последние 8-10 лет были проведены семинары в более чем 60 городах России, странах СНГ, прибалтийских республиках (тема семинаров «Основы гуманно-личностного подхода к детям в процессе образования», объём часов от 35 до 74). Семинары прошли около 15 ты­сяч учителей. В разных городах открылись экспе­риментальные школы (С.-Петербург, Тюмень, Сур­гут, Нижневартовск, Таллинн и др.) и множество классов. В Москве окружными экспериментальны­ми площадками по гуманной педагогике являются школы № 200, №1715 и №303.

Во многих городах России, стран СНГ и Прибалти­ки созданы общественные лаборатории и общества гуманной педагогики. В Москве на базе МЦР создан Международный Центр Гуманной Педагогики. В 2000 году на базе кафедры педагогики Тюменского Университета (зав. кафедрой академик В.И.Загвязинский) была проведена региональная конферен­ция на тему: «Гуманная педагогика и духовный мир учителя» (издан сборник материалов).

Лаборатория гуманной педагогики МГПУ создаёт спецкурсы по основам гуманной педагогики. При лаборатории создан мастер-класс для студентов, аспирантов и молодых учителей. Школы №№ 200, 1715, 303 в год два раза проводят «методические дни» в связи с отдельными проблемами гуманной педагогики (развитие духовного мира детей, выра­щивание в них познавательного чтения и письменноречевой деятельности, качество общения учите­ля с детьми и т.д.). В школу для ознакомления с ра­ботой приглашаются работники Управления, мето­дических кабинетов, учителя разных школ, студен­ты, родители. Проблемы:

  1. Дальнейшее развитие и введение в практику системы «Школа Жизни» (так мы обозначили сово­купность идей, принципов, аспектов гуманно-лич­ностного подхода) связано с разрешением некоторых проблем, среди которых наиболее важными яв­ляются:

— создание мощной научной лаборатории с квалифицированными специалистами с целью раз­работки педагогических комплектов по отдельным образовательным курсам, а также преемственного продолжения работы на второй ступени школы;

— создание федерального центра гуманной педагогики с целью объединения усилий родителей, учителей и местных органов в этом направлении, методичес­кого руководства учителями, ведущими практику по принципам гуманно-личностной педагогики;

— подготовка научных кадров в сфере гуман­ной педагогики по линии аспирантуры, соискатель­ства или других форм.

  1. Если развитие духовно-нравственного мира школьников считается важным аспектом, то следует пересмотреть содержание подготовки будущих учителей и повышения квалификации с точки зре­ния основополагающих идей гуманной педагогики, а также рассмотреть создание Родительского университета на базе Академии. Возникает опасность, что понятие «гуманная педагогика» станет модой, когда многие будут говорить о гуманности, но лишь немногие будут придерживать­ся её ценностей, видеть в ней образ своей жизни. Это явление уже прослеживается в педагогической действительности (и среди учёных, и среди практиков). Может быть, следует подготовить учебники по гуманной педагогике, по педагогике (а не методикам) отдельных образовательных курсов.

Международный Центр Гуманной Педагогики

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

Его возглавил Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики».

Вместе с совокупностью идей, сложившихся в классическом духовно-философском и педагогическом наследии человечества, а также творческими достижениями современного образования, Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики – педагогики третьего тысячелетия.

Международный Центр Гуманной Педагогики объединяет педагогов, работающих на основе принципов гуманной педагогики и имеющих собственные разработки в этой области, ведет активную деятельность по распространению ее идей среди учителей, работников образования, родителей и широкой общественности. За последние 12 лет прошли семинарские курсы повышения квалификации и получили удостоверения более 19 тысяч человек. В 150 городах России, странах СНГ, в странах Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики.

Центр осуществляет широкую связь с учеными и педагогами, педагогическими университетами и колледжами, со школами, творческими организациями, с управлениями образования разного уровня, сотрудничает с Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и региональными лабораториями гуманной педагогики.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

– теоретическая и практическая разработка идей гуманной педагогики;

– содействие распространению идей гуманной педагогики и накопленного опыта среди учителей;

– объединение учителей вокруг идей гуманной педагогики;

– ориентация учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного;

– экспертиза и апробация проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики;

– проведение круглых столов, конференций, семинаров, мастер-классов по обмену опытом, лекций по отдельным вопросам гуманной педагогики, проводящихся в рамках лектория МЦР;

– проведение методических дней в школах, работающих на основе идей гуманной педагогики;

– организация на местах общественных лабораторий по гуманной педагогике;

– ежегодное проведение Международных Педагогических Чтений по гуманной педагогике;

– подготовка к печати ежегодного научно-педагогического и литературного альманаха «Три ключа», в котором публикуются материалы Международных Педагогических Чтений.

Работу Международного Центра Гуманной Педагогики координирует Совет Центра. Совет формируется из наиболее активных и творческих работников – учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики. В состав Совета входят педагоги из Москвы и других городов России, а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.

В 2010 году общественная организация Международный Центр гуманной педагогики прошла государственную регистрацию как Международная ассоциация общественных объединений «Международный Центр гуманной педагогики»; учредителями выступили: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», Всеукраинская Культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики и Ассоциация Гуманной Педагогики Латвии. В июле 2011 г. в состав Центра вошли Ассоциация гуманной педагогики в Литве и Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии;

Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» при Центре гуманной педагогики учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10 наиболее отличившимся работникам диплом и золотой значок «Сердца и лебедя». Среди награжденных – видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.

Работа Центра освещается в журнале «Три ключа», в журнале «Культура и время», газете «Содружество», а также во многих средствах массовой информации названных стран.

Манифест http://amonashvili.com/books/MANIFEST-GUMANNOI-PEDAGOGIKI.pdf для скачивания